Сестринский процесс при
лейкозах
- СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………. 2
- ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
- СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЛЕЙКОЗЕ ………………………………... 5
- Определение ……………………………………………………………… 5
- данные эпидемиологии ………………………………………………….. 6
- этиология, патогенез, классификация ………………………………….. 7
- клинические проявления заболевания …………………………………. 10
- осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация …………………………. 13
- диагностика заболевания:……………………………………………….. 17
а) лабораторные методы диагностики;
б) инструментальные методы
исследования.
- течение, прогноз и исход заболевания ………………………………… 20
- принципы лечения ……………………………………………………….. 23
- меры профилактики заболевания ……………………………………….. 25
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26
- ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 27
II. ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас хотя бы
раз находился в больнице или
обращался в поликлинику, и впечатление
о лечебном учреждении зависело не
только от того, какое лечение было
проведено, но и от того, как нас
встретили врач и медсестра. В
условиях лечебного учреждения первый
с контакт пациента с медицинским
персоналом и, в частности, с медсестрой
имеет особо принципиальное значение;
именно он в дальнейшем определяет
взаимоотношения с обеих сторон,
чувство доверия или недоверия,
приязни или неприязни, наличие
или отсутствие партнерских отношений.
Все в медсестре должно
располагать к себе пациента, начиная
с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность,
прическа, выражение лица). Совершенно
неприемлемо обращение “больной”,
как будто пациент потерял
право на имя и отчество. Чтобы
между медсестрой и пациентом
сложились партнерские отношения,
пациент с должен чувствовать, что
вы хотите ему помочь. Только тогда
возникает тот доверительный
диалог, во время которого медсестра
узнает необходимые ей сведения о
пациенте, особенностях его личности,
его мнение о заболевании, стационировании,
надеждах на выздоровление, планах на
будущее. Во время таких бесед выявляются
отношение пациента к родственникам, роботе,
другие проблемы, а все эти сведения дают
медсестре возможность поставить свой
сестринский диагноз.
При всем этом медсестра
постоянно должна помнить, что партнерские
отношения с больными не должны переходить
в панибратские: ведущая роль всегда
остается за ней. Она сочувствует больному,
между ними устанавливается ток называемая
эмпатия, т.е. медсестра способна познать
суть и глубину переживаний и страданий
пациента, но она не идентифицирует себя
с его переживаниями. Пациент всегда должен
быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный
характер.
Зная особенности переживаний
больного, его личности, медсестра
тактично объясняет пациенту не только
его права, но и обязанности, рассказывает
в доступной для больного форме
о необходимых обследованиях, подготовке
к ним, о предстоящем лечении.
Отказ пациента от того или
иного вида обследования или лечения
не должен вызывать к нему негативного
отношения со стороны медицинского
персонала.
Обязанность медсестры —
быть честной и правдивой по отношению
к пациенту, но разговоры о диагнозе,
особенностях заболевания не могут
выходить за рамки, обозначенные лечащим
врачом. Это относится и к беседам
медсестры с родственниками пациентов.
Роль медсестры в осуществлении
лечебно-диагностических мероприятий
невелика, но на ее плечи ложится
не менее ответственный груз –
квалифицированный уход за больным.
Она способствует созданию спокойной,
доброжелательной и доверительной атмосферы
в окружении пациента, уделяет ему достаточное
внимание и выполняет его просьбы и пожелания,
разумно ограничивает физическую активность,
обеспечивает полноценный отдых и сон.
Самочувствие больного улучшают посещения
родственников и близких людей, занятия
любимым делом (чтение, прослушивание
музыки, просмотр телепередач).
Пристального внимания заслуживают
мероприятия, направленные на предупреждение
кожных геморрагий, кровоточивости десен,
носовых, желудочно-кишечных, маточных
и других кровотечений, раздражений,
повреждений и инфицирования
кожи и слизистых оболочек. Медсестра
следит за соблюдением пациентом правил
личной гигиены, ежедневно осматривает
кожные покровы и видимые слизистые оболочки,
рекомендует чистить зубы мягкой щеткой,
постоянно полоскать рот холодным физиологическим
раствором или водой, употреблять часто
и небольшими порциями термически и механически
щадящую пищу, использовать белье и постельные
принадлежности из мягкой ткани, а также
исключать применение некоторых лекарственных
средств (нестероидные противовоспалительные
препараты – аспирин, индометацин и др.,
антиагреганты – курантил, трентал, тиклид
и др.).
Определенную роль в предупреждении
кровотечений и инфекций играют ограничение
использования или исключение внутримышечных
инъекций, ректального измерения
температуры, применения клизм и
свечей, борьба с запорами и использование
послабляющих средств. При осуществлении
различных медицинских манипуляций
соблюдают универсальные принципы
гигиены: необходимы мытье рук, применение
одноразовых шприцев, стерильных салфеток
и др. Исключают контакты больного
с родственниками и обслуживающим
персоналом при наличии у них
признаков инфекционного заболевания.
Медсестра постоянно измеряет
температуру тела больного и при
ее повышении под контролем врача
осуществляет забор крови, мокроты,
мочи, кала для соответствующих лабораторных
исследований. Она информирует больного
и его родственников о противоинфекционных
мероприятиях в больничных и домашних
условиях; в случае кровотечений оказывает
пациенту доврачебную медицинскую помощь
и своевременно информирует об этом врача.
Больной должен знать об опасности возникновения
у него кровотечений и владеть общедоступными
способами их остановки.
III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
ПРИ ЛЕЙКОЗЕ
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Острый лейкоз - это быстро
развивающееся заболевание костного
мозга, при котором происходит бесконтрольное
накопление незрелых белых клеток крови
в костном мозге, периферической
крови и различных внутренних
органах.
Замещение костного мозга
опухолевыми клетками нарушает его
способность производить необходимое
число здоровых клеток крови. В результате
развивается нехватка красных клеток
крови - эритроцитов, белых клеток крови
- лейкоцитов и клеток крови, ответственных
за свертывание крови - тромбоцитов.
Впервые термин лейкемии был
предложен Р.Вирховым в 1856 году для
обозначения патологии характеризующейся
гепатоспленомегалией и изменением цвета
и консистенции крови. Термин острая лейкемия
предложен В.Эбштейном в 1888 г. В 1900 г. впервые
описан миелобласт, что послужило морфологической
основой диагностики заболевания и последующей
верификации основных его форм. С этого
же времени началась морфологическая
детализация различных форм острого лейкоза,
которая продолжалась семь десятилетий.
В 1976 году франко-американо-британская
группа разработала ФАБ-классификацию
ОЛ. В основе классификации лежали морфологические
и цитохимические характеристики клеток
костного мозга и периферической крови.
В 1997 году рабочая группа экспертов ВОЗ
разработала классификацию, которая выделила
формы острых лейкозов, отличающиеся определенным
прогнозом, но и она до сих пор не вмещает
в себя все многообразие форм.
ОЛ составляет 2-3% злокачественных
опухолей человека. Заболеваемость ОЛ
в среднем составляет 3-5 случаев
на 100 тысяч населения. В 75% случаев
заболевание диагностируется у
взрослых, в 25%- у детей. Среднее соотношение
миелоидных и лимфоидных ОЛ составляет
6:1. у взрослых старше 40 лет 80% составляют
миелоидные, у детей 80-90% - лимфоидные
формы ОЛ.
Для всех острых лейкозов характерны
нарастающая «беспричинная» слабость,
недомогание, иногда одышка, головокружение,
обусловленные анемией. Повышение температуры
тела, интоксикация — частые симптомы
нелимфобластных острых лейкозов. Увеличение
лимфатических узлов, печени и селезенки
— частый признак острых лимфобластных
лейкозов, но может развиваться независимо
от формы острого лейкоза в терминальной
стадии. Нередок геморрагический синдром,
обусловленный прежде всего тромбоцитопенией:
кровоточивость слизистых оболочек, петехиальная
сыпь на коже, особенно голеней. В легких,
миокарде и других тканях и органах могут
появляться лейкозные бластные инфильтраты.
- ДАННЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ (РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ)
Лейкоз - частота распространения
у взрослого населения. Рассматривая
статистику России 2002 года, следует отметить,
что в данный период времени было выявлено
8149 случаев лейкозов, острые лейкозы составили
3257 случаев, а хронические и подострые
- 4872 случая. Острые лейкозы являются наиболее
распространенными. У взрослых чаще встречается
острый миелоидный лейкоз - тип острого
лейкоза. Средний возраст больных данным
заболеванием составляет 65 лет. Поэтому
его еще называют заболеванием пожилых
людей. Выявлено, что вероятность развития
лейкоза у 50-летнего человека составляет
1 к 50000, а у 70-летнего - 1 к 7000. Острый миелоидный
лейкоз наиболее распространен среди
мужчин. У женщин данное заболевание встречается
намного реже. У детей, в особенности, в
возрасте до 10 лет, острый лимфобластный
лейкоз выявляется намного чаще, чем у
взрослых. У 50-летнего человека вероятность
диагностики острого лимфобластного лейкоза
составляет 1 к 125000, а для 70-летнего - 1 к
60000. У афроамериканцев вероятность заболеть
острым миелоидным лейкозом ниже, чем
у белого населения и они 2 раза реже болеют
острым лимфобластным лейкозом. В случае
острого миелоидного и острого лимфобластного
лейкозов, в 20-30% случаях заболевания, у
взрослых происходит выздоровление или
же длительная ремиссия. У больных ОМЛ
и ОЛЛ прогноз может быть как положительным,
так и отрицательным, в зависимости от
некоторых особенностей лейкозных клеток.
Эпидемиология
острого лейкоза у детей
Детский острый лейкоз - представляет
собой злокачественное заболевание
кроветворной ткани. В случае данной
болезни: незрелые бластные клетки проникают
в костный мозг и поражают его. Исходя
из схемы кроветворения, все острые лейкозы
идентичны, их общим свойством является
то, что бластные клетки составляют субстрат
опухоли. Острые лейкозы, согласно генезису,
классифицируются на лимфоидные и миелоидные
лейкозы. В случаях острого лейкоза у детей,
чаще всего встречается острый лимфоидный
лейкоз, 75—85% всех случаев. Поэтому в детской
лейкозологии большее внимание уделено
данному типу заболевания. Следует отметить,
что дети в возраст от 2 до 5 лет чаще всего
болеют лимфоидным лейкозом, но чем ребенок
взрослее, тем меньше риск подвергнуться
заболеванию. Среди детей 10—13 лет наблюдается
наименьшее число заболевших. Острый лейкоз
наиболее характерен для мальчиков, особенно
в возрасте от 2 до 5 лет. Данный период
времени называется - младенческим пиком
заболевших острым лейкозом. В 10—13 лет
среди мальчиков и девочек наблюдается
примерно одинаковый уровень заболеваний.
Из 100 000 детей, лейкозом заболевают лишь
3,2—4,4 ребенка. Рассматривая мировую статистику
следует отметить, что из 100 тысяч детей,
3,3-4,7 болеют лейкозом до 15 лет, а в 40-46 %
в возрасте от 2 до 6 лет.
- ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ
ЭТИОЛОГИЯ
В настоящее время этиология
острого лейкоза полностью не
изучена. Современная трактовка
этиологии и патогенеза представлена
в виде гипотезы этиологической роли
всевозможных эндо- и экзогенных факторов.
Это - онкогенные вирусы, ионизирующая
радиация, неблагоприятное воздействие
внешней среды, которые способствуют мутации
соматических или зародышевых клеток
системы кроветворения. В результате того,
что у человека был обнаружен вирус лимфомы
Беркитта, а также транскриптаз, способствующий
синтезу ДНК на вирусной РНК, образующий
эндосимбиоз онкогенного вируса, была
подтверждена вирусная этиология лейкозов.
Р. Хабнер предположил, что в геноме каждой
клетки заключена информация в виде ДНК-провируса,
которая в результате влияния концерогенных
факторов, активизируется, способствуя
тем самым изменению формы клетки. Следует
отметить, что провирус является наследственным.
В этиологии данного заболевания основная
роль принадлежит состоянию контролирующих
систем и определенных стимулирующих
факторов. Возникновение лейкоза напрямую
зависит от эндогенных моментов: гормональных,
иммунных нарушений. Лейкоз стимулируют
определенные причины, являющиеся последствием
неблагоприятных факторов внешней среды.
Это - хромосомные изменения, происходящие
примерно у 60-70 % заболевших. Дети школьного
возраста наиболее чувствительны к влиянию
электромагнитного излучения. Несколько
часов в неделю за компьютером, могут привести
к возникновению лейкоза.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Клиническая практика показала,
что острый лейкоз у детей неоднороден
как по клиническим проявлениям,
реакции на терапию, так и по прогнозу
заболевания. Это послужило основанием
к попыткам разделить острый лейкоз
на более однородные по течению и
прогнозу группы. Такое разделение
было необходимо и для более четкого
планирования и индивидуализации лечебной
тактики с целью повышения
ее эффективности.
Принципы
классификации лейкозов
Можно выделить пять основных
принципов классификации:
По характеру
течения
- острые, протекающие менее года, и
- хронические, существующие длительное время (однако необходимо отметить, что острый лейкоз никогда не переходит в хронический, а хронический никогда не обостряется — таким образом, термины «острый» и «хронический» используются только из-за удобства; значение этих терминов в гематологии отличается от значения в других медицинских дисциплинах);
По степени
дифференцировки опухолевых клеток